Статьи
« Все новостиРоссия - многонациональная страна, в которой с давних пор соседствуют абсолютно разные народы. У каждого из них свои традиции и менталитет. Для нашей страны чрезвычайно важно воспитание в обществе понимания необходимости и взаимосвязи разных верований, культур и народов друг другу
У еврейского народа тяжелая судьба, хотя народ не унывает, и, несмотря на гонения и погромы, иудеи не утратили веру в Б-га, продолжаю молиться и воспитывать свих детей в духе иудаизма.
В современном мире многое изменилось. В России установилась свобода вероисповедания, и это действительно актуально. Таким образом, каждый народ имеет право сохранять и развивать свою культуру, заявлять о ней миру. Это очень важно не только для России, но и для человечества в целом.
История рязанской еврейской общины берет свое начало с XIXвека. На момент 1868 года, согласно Памятной книге Рязанской губернии, в городе проживало 96 еврейских мужчин и женщин. С 1883 года число евреев увеличилось до 355 человек, а с 1897 до 744.
1883 год ознаменовался для евреев города появлением небольшой деревянной синагоги, построенной на деньги прихожан. С того момента в Рязани начала действовать постоянная еврейская община, религиозным направлением которой стало литовское или если сказать привычней, евреи рязанщины были митнагдим. Практически все ее члены были людьми небогатыми, лишь некоторые семьи открывали свои мастерские или лавки.
Однако синагога простояла недолго. В 1901 году случился пожар и рязанский еврейский храм сгорел. Это событие - одна из черных страниц истории общины. Но с
Б-жьей помощью, несмотря на все трудности, рязанские евреи построили новую синагогу в 1903 году, на этот раз каменную. Рядом с ней осталась прежняя миква, просьбу о постройке нового ритуального бассейна власть отклонила.
Но на этом беды общины не закончились. 23-24 октября 1905 года в Рязани произошел еврейский погром. 27 семей было ограблено, но полиция не выплатила им положенной компенсации и не наказала должным образом виновных. Эта трагедия стала ее одной черной страницей. Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что рязанские погромы не стали чем-то из ряда вон выходящим событием, всю Россию в эти годы потрясали черносотенные бесчинства в еврейских общинах и местечках.
Все беды рано или поздно заканчиваются, и община начала приходить в себя. В начале 1919 года в Рязани начала действовать Еврейская советская школа. В 1920 году в ней уже учились около ста детей и преподавали замечательные учителя-энтузиасты: Эсфирь Моисеевна Биншток, Сарра Рафаиловна Нейман, Яков Наумович Хаскович. Своего помещения у школы не было, и занятия проходили на квартирах, скорее всего, самих учителей, преимущественно, у Э.Биншток. Но 25 января 1921 года школьный Совет решил, что 9-я советская школа будет предоставлять Еврейской школе помещение два раза в неделю. На 24 мая 1921 года датируется последняя запись в журнале протоколов о Еврейской школе. Дальнейшая судьба ее неизвестна...Мы можем лишь догадываться, что в полном соответствии с советской практикой родителям и активистам общины было сделано предупреждение, после которого открыто изучать свою культуру и традицию стало невозможно из соображений безопасности.
На 1923 год в Рязани проживало 1053 еврея. Из них лишь 112 человек открыто признавали свое иудейское вероисповедание. Они были настоящими героями, потому что продолжали верить, не оглядываясь на религиозные гонения, бушевавшие в ту пору, и приближающуюся беду.
В 1929 году рязанским государственным организациям срочно потребовались помещения. И многим как ничто другое, идеально подходила еврейская синагога. 13 февраля 1930 года у верующих она была окончательно отнята, а 5 мая передана ЦРК. Евреи неоднократно просили вернуть здание, и наконец, общине подыскали дом на улице Липецкой. Там они остались ненадолго: их то освобождали от уплаты аренды, то снова заставляли платить. Решением горсовета 22 мая 1931 года появился приказ Домтресту найти еврейским верующим другое помещение. Но сведений о реальных поисках этого помещения нет. Рязанская еврейская община как официальное национально-культурное и религиозное объединение почти прекратила свое существование. Отдельные смельчаки, например, такие как Михаил Волковицкий, продолжали соблюдать кашрут, праздники и возносить к Всевышнему положенные молитвы. Мужчины по 10 человек, чтобы был положенный для молитв миньян, собирались по домам, постоянно меняя места встреч, чтобы не заметили рьяные поборники атеизма и Советской власти. Так было по всей огромной стране! И наш город не исключение.
Сейчас еврейская община города Рязани активно развивается, и мы уверены, что XXIвек станет самым светлой частью ее истории.
Автор Рита Равенштейн
Не много об авторе от нее самой:
Биография получилась такая:
Меня зовут Рита Равенштейн. Я родилась 2 сентября 1997 года в Рязани, сейчас учусь 7 классе. В свободное от учебы время я занимаюсь журналистикой, историей моды, театром. Настоящее дело моей жизни - писательство. Мои произведения затрагивают абсолютно разные стороны жизини, но больше всего на свете меня волнует единственная тема - тема еврейства. В каждый мой "еврейский" рассказ или стихотворение вложена часть моей любви к этому великому народу, к его религии. Мой любимый поэт - Хаим Нахман Бялик, именно его стихи помогают мне любить жизнь и радоваться ей.
Свое дальнейшее образование я собираюсь продолжить в Иерусалимском Еврейском Университете на факультете журналистики.
"